Логотип Гелиос Отопление, водоснабжение, кондиционирование, водоочистка, канализация  
Главная arrow Теплоносители
04.09.2013 г.
 
 

Монтаж системы отопления, водоснабжения, водоочистки и канализации

 

Теплоносители Печать E-mail

Жидкость для систем отопления.

 Жидкость - важная часть системы отопления, поскольку ее первоочередной задачей является перенос и передача тепла от источника нагрева (котла) к элементам (радиаторам, конвекторам, контурам теплых полов и т.д.)

Какие требования можно предъявить к заливаемой в систему отопления жидкости, к теплоносителю?

По известным всем законам теплообмена жидкость постоянно отдает свое тепло трубам, по которым она достигает радиаторов, а при достижении их, отдает тепло последним, в результате чего остывает.
Поскольку нам хотелось бы, чтобы жидкость достигла батарей с минимальными потерями тепла, важную роль здесь играет скорость циркуляции жидкости в системе...
Причем скорость напрямую влияет и на саму жидкость. При слишком высоких (неправильно установленных) скоростях внутри различных элементов системы: поворотах, загибах, кранах, регуляторах и т.д. возникает турбулентность. Система начинает шуметь, иногда слишком сильно.

И параллельно из жидкости начинает высвобождаться растворенный в ней воздух и скапливаться в различных частях системы. Причем были случаи, когда систему закачивали водой, в которой было настолько много растворенного кислорода, что потом этот воздух, прибывающий каждые два часа, выгоняли пару месяцев.
Для систем с естественной циркуляцией турбулентность не страшна, ее там просто нет. Но воздух из жидкости высвобождается так или иначе, и я видел "самотечные" системы в которых выгоняли воздух до нескольких  месяцев.

Отсюда получаем первое требование к теплоносителю - его бескислородность. К простой воде это требование практически неприменимо, но  антифриз (специально изготовленная жидкость для систем отопления) на 100% отвечает этому требованию. И этому требованию также на 90% отвечает дистилированная вода.

Для систем, которые работают на простой воде, советую поставить клапаны Маевского на каждый радиатор и оснастить систему клапанами автоматического выпуска воздуха или сепараторами.
Все это также поможет при заливке системы и ее запуске с  антифризом.

Циркулируя по системе, жидкость взаимодействует со всеми ее элементами, вступая с ними в прямой контакт, и оказывает на них влияние.
Со временем на трубах (внутри) образуются различные солевые отложения, так называемая накипь. На внутренней поверхности всех элементов системы появляются наросты, которые препятствуют их теплоотдаче (незначительно, но все-таки) и циркуляции теплоносителя по системе.
Виноваты в этом различные примеси, которые содержит теплоноситель. В первую очередь такой примесью является кальций. Отложения кальция внутри системы со временем увеличивают расход топлива для Вашего котла.

Если теплоноситель содержит другие агрессивные примеси применение данного теплоносителя должно быть разрешено в руководствах к пользованию для всех элементов системы. Иначе ни о каком гарантийном обслуживании ни на котел, ни на трубы, ни на радиаторы думать не стоит.

Например. Для котлов АОГВ указано: "...В качестве теплоносителя используется вода по ГОСТ Р51232-98. Допускается применение низкозамерзающей жидкости - бытового антифриза.
Для повышения срока службы аппарата и экономичного расхода газа рекомендуется заполнять систему умягченной водой. Для этого рекомендуется применять различные средства для умягчения воды.

Всего 1 мм накипи увеличивает расход газа на 10%.

В связи со всем вышеизложенным мы получаем второе серьезное требование к теплоносителю. Теплоноситель должен быть "мягким", т.е. насколько это возможно очищен от кальция и других солей, и, в крайнем случае, теплоноситель должен соответствовать рекомендуемому изготовителем для данного оборудования, которое устанавливается в Вашей системе.

Несколько рекомендаций на основе моего опыта:

Вода.
Всегда есть опасность (а после рекордных морозов она налицо) размораживания такой системы. Помните об этом.

  • У вас электрический котел? Электричество могут отключить.
  • У Вас газовый котел? Газ тоже могут отключить (такие случаи тоже были).
  • Для солярки опасности меньше, если автоматика и горелка электронезависимы.
  • Для дров и угля такой опасности нет.
  • Поэтому советую хорошенько подумать, прежде чем заливать систему для работы с водой.
    Для коттеджей площадью более 400 м2, если есть ветки трубопровода, которые идут в гаражи и другие помещения, в которых в случае сильных морозов возможно замерзание отдельных контуров, используйте в системе только антифриз.
  • Если Ваша система довольно большой емкости не надо покупать полтонны дистилированной воды. Используйте для заливки системы воду из ближайшего источника, а для ее умягчения используйте "Калгон" или купите водоумягчительный фильтр и через него залейте систему.
  • Даже если Ваша система собрана под "самотек" установите в нее циркуляционный насос, это значительно облегчит ее заливку, удаление воздушных пробок и запуск. Само собой, что насос надо установить в так называемый "bypass"(по-английски - обход), чтобы не заужать проход воде, когда пойдет "естественная" циркуляция.
  • Если что-то случилось и Вам грозит размораживание системы - сливайте ее, не испытывайте на прочность.

Антифриз.
Рекомендую для всех, кто не появляется в доме зимой, хотя бы 3 дня подряд, даже при работающем газовом котле.

  • Разбавлять антифриз рекомендую дистилированной водой, в крайнем случае, умягченной.
  • Разбавлять антифриз надо строго по прилагаемой таблице. Если жидкость продается с точкой замерзания в -65С, то, добавив одну часть воды на одну часть антифриза, мы получим жидкость с точкой замерзания в -20С, но никак не -32.5 С!
    Смотрите таблицу на упаковке.
  • В системах, работающих на  антифризе  категорически  нельзя устанавливать оцинкованные трубы.
  • Антифриз необходимо заменять полностью раз за 5 лет.
  • Антифриз и автомобильный тосол - совершенно разные вещи.

 

 



Думаю, что самые серьезные требования к теплоносителю мы рассмотрели. Я понимаю, что существует масса вопросов по работе самого оборудования, с  антифризом в частности. Но это довольно большая тема.


Последнее обновление ( 07.04.2007 г. )
 
 
Top! Top!
rss
Карта